Сайт города Кирова

Новости Кирова

Свистунья

Обратимся к «Вятским запискам» Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.

Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи.

Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний — поминок. Ветхая часовенка развалилась.


Свистунья

А было вот что:

«Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.

Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком.

Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.

Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью — в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста . ..Свистунья

Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост — глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.

А старухи на скамейке сидят да говорят:

— В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики — к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит».

Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было.

Строки Лебедева помогают нам понять атмосферу этого праздника, взглянуть на него, как на сцену, на которой в ролях главных героев выступали дымковские глиняные расписные. А о них говорилось в каждом описании свистуньи.

«... Городские жители . . . отправляют ежегодно на том месте печальные поминки, которые в прежние времена сопровождаемы были .. . свистанием малых детей в глиняные дудочки, которых там, равно как и . .. различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество . . .» (1817).

«.. . Съезжаются торговки с куклами .. . свистушками особенного устройства. Все это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством .. .» (1838).

Свистунья

«. . . На площади [около] Александровского сада располагаются балаганы с куклами глиняными .. .» (1858).

«Торговля куклами, игрушками и лакомствами . .. остается почти единственною причиною значительного стечения народа, приходящего сюда большею частию с детьми для закупки им самого интересного для них товара» (1861).

Таким образом, свистунья являлась постоянным рынком сбыта дымковских глиняных расписных. Постоянным, но не единственным. Дымковские игрушки продавались также на многочисленных уездных ярмарках (например, на веселом семике в Слободском) и просто на базарах.

А через скупщиков игрушка шла значительно дальше.

«За местным употреблением куклы отправляются в значительном количестве в низовью по р. Вятке города и в Оренбургскую губернию» (1858).

По-видимому, к XIX же веку относится свидетельство о продаже этих игрушек в Москве:

«На „Грибном рынке", среди рядов саней с мочеными яблоками, кислой капустой, брусникой . . . непременно бывали возы, нагруженные . . . глиняными и деревянными детскими игрушками. Игрушки здесь встречались рязанские, вятские, нижегородские и т. д.».






Просмотров: 1329