Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 2790
Родился: 30 июня 1857 года
г. Вятка

Некоторые факты из биографии инженера-путейца Николая Михайловича Тихомирова

В настоящее время Николай Михайлович Тихомиров известен в России как талантливый инженер, строитель и общественный деятель, который к тому же сыграл важную роль в основании города Новосибирска. Он родился 30 июня 1857 года в городе Вятке. Отец Николая Тихомирова служил чиновником в Петербурге, но его рано настигла смерть и мать одна воспитывала семерых детей. Следует заметить, что всем детям она сумела дать достойное образование. 

Николай Тихомиров по окончанию Санкт-Петербургского института путей сообщения получил звание гражданского инженера. Находясь в этом звании, за ним закреплялось право производить все строительные работы, а также исполнять должность коллежского секретаря во время прохождения государственной службы. Окончив институт в Петербурге, Николай Тихомиров сразу же был распределен на работу заместителя начальника дистанции в обществе Балтийских железных дорог. Проработав в этой должности около одиннадцати лет и имея за плечами большой опыт строительства железных дорог и мостов, инженер переехал на постройку Самаро-Уфимской железной дороги. За постройку участка железной дороги Уфа-Златоуст Николаю Тихомирову была объявлена благодарность. 

Кроме того, этот талантливый инженер принимал активное участие при строительстве моста через реку Ишим недалеко от Петропавловска, а также моста через Кыштымские пруды. В результате этой работы Николай Тихомиров был награжден орденом Святого Станислава, на котором была надпись «За отличную, усердную и ревностную службу».

Летом 1896 года он был назначен на должность начальника службы ремонта путей на участке Каргат-Кривощеково. В связи с этим, инженер Тихомиров вместе со своей семьей был вынужден переехать в поселок Новониколаевский. Его жена, Мария Ананьевна, была простой крестьянской девушкой, которая по возрасту была моложе его на пятнадцать лет. Очевидно, что их брак был неравным с точки зрения социального статуса, Николай в то время являлся известным титулярным советником, а его жена — обычной крестьянкой. Но это ничуть не смущало Николая Тихомирова, ведь и его родители состояли в неравном браке, мама Раиса Павловна принадлежала к старинному дворянскому роду, а отец был крепостным артистом. Примечательно, что отец Раисы Павловны в течение долгого времени не давал согласия на брак его дочери с крестьянином, но затем, все же, смирился и со временем пожаловал даже своему зятю чин. А Николаю и Марии для того, чтобы их брак признали законным, пришлось даже заплатить золотом. 

По приезду в Новониколаевск у Тихомировых уже было двое детей — сын Александр и дочь Татьяна. Кстати, не так давно были обнаружены документы, которые свидетельствовали о том, что у Тихомировых был еще один сын — Николай, но он умер еще в младенческом возрасте. 

Строительная деятельность инженера Николая Михайловича Тихомирова

Вначале молодая семья жила в доме инженера Будагова, который осуществлял руководство строительством железнодорожного моста до прибытия инженера Тихомирова. Когда строительство было поручено новому инженеру, Николаю Михайловичу Тихомирову, он со всей ответственностью и энтузиазмом отнесся к этому делу. Так, его жена вспоминала: «В этот период он спал часа два-три в сутки и на мои вопросы: «Когда же ты будешь отдыхать?» отвечал: «Погоди, вот организую все — налажу и контору, и кадры, покатится правильное движение = тогда и отдохну...» Так, благодаря значительным усилиям молодого инженера Тихомирова движение поездов по железнодорожному мосту было открыто и случилось это в марте 1897 года. 

После этого приятного события, молодой инженер, полный энергии и энтузиазма, выдвинул инициативу добровольного создания пожарного общества. Так, появилась первая Новосибирская противопожарная служба. 

Но самым важным в профессиональной деятельности инженера Николая Михайловича Тихомирова стала работа над строительством собора Александра Невского. Удивительно, но этот храм был построен в сравнительно короткие сроки, всего за два с половиной года. Уже в декабре 1899 года состоялось его торжественное освящение. За плодотворную и успешную работу по возведению  собора Александра Невского, инженер Николай Тихомиров был награжден почетным орденом Святой Анны. Искренне восхищаясь созданным по собственному проекту архитектурным творением, талантливый инженер говорил о соборе: «Ты долго будешь жить. Вот посмотри: ни одной трещины не будет, а вот в Петербурге Исаакий всегда в лесах стоит». 

Не долго оставалось талантливому инженеру радоваться своему новому творению, ведь уже почти через год, 24 октября 1900 года его не стало. Скончался Николай Тихомиров быстро, почти молниеносно, у него случилось кровоизлияние в мозг. Возможно, причиной столь ранней смерти стала безустанная работа инженера над своими проектами. Его знали и любили все жители поселка Новониколаевска, поэтому проводить в последний путь Николая Тихомирова вышли все жители поселка. Похоронили его на месте за алтарем недавно выстроенного им храма, а некоторое время спустя на могиле инженера была установлена гранитная плита, на которой позолоченными буквами было высечено: «Здесь покоится прах строителя храма сего Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900)». 

Жена талантливого инженера очень остро переживала скоропостижную кончину мужа и вскоре после этого тяжело заболела. В связи с этим, она была вынуждена отдать младшую дочь Таню в сиротский приют, а в возрасте десяти лет девочка умерла от дифтерии. В 30-е годы прошлого века во время операции умер и старший сын Тихомировых — Александр. 

Но наиболее тяжелым ударом для преданной жены Марии Ананьевны стало уничтожение местными властями в годы советской власти могилы ее любимого мужа. В 1927 году власти города приняли решение сделать пешеходную зону на Красном проспекте и, таким образом, зона захоронения инженера Николая Тихомирова оказалась заасфальтированной. Но преданная жена регулярно ходила и подправляла надпись на месте захоронения своего мужа. В связи с этим, появились даже слухи о том, что на поверхности асфальта просматриваются очертания гроба и видна надпись: «Здесь похоронен Николай Тихомиров». Сама вдова инженера прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте девяноста лет. 

Спустя много лет об инженере Тихомирове уже никто и не вспоминал, можно сказать, что память о нем была затоптана, если бы не одно обстоятельство... Однажды, в июле 1971 года, возле собора бульдозер рыл траншею и неожиданно наткнулся на кирпичную кладку. Так был обнаружен гроб, обитый серебристо-зеленой парчой, а на его крышке были скрещены шпага с эфесом и ножны. Для жителей города это была настоящая загадка, жители всерьез задумались над тем, кто бы мог находиться в этом гробу? В результате эта находка была перенесена в подвальное помещение местного краеведческого музея, сотрудники которого единогласно пришли к выводу, что это был выдающийся инженер Николай Тихомиров, ведь на шпаге стояли инициалы — Н. Т. Прах Николая Михайловича Тихомирова было решено перезахоронить на Заельцовском кладбище, происходило это в спокойной и скромной обстановке, без излишних почестей. 





 


Мне нравится0
Админ сайта Киров
Первый мост через Обь
most.jpg (98.33 КБ)
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Админ сайта Киров
А вот такой Собор. Мощное здание, и достаточно необычное для наших церквей.
Имя Цитировать Мне нравится0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение