Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 4552
Родился: 21 сентября 1868 года
г. Глазов Вятской губернии

Биография актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой

Великая русская актриса Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в городе Глазове, входившим в то время в состав Вятской губернии. Отец актрисы, Леонард Книппер своему происхождению обязан эльзасским немцам. Он работал инженером-технологом, а также в должности управляющего заводом. Мать актрисы, Анна Ивановна Зальц, была весьма талантливым музыкантом, прекрасной пианисткой и обладала очень красивым голосом. Но ее муж был строгих нравов и не позволил ей сценической концертной деятельностью, поэтому она полностью посвятила себя воспитанию двух сыновей — Константина и Владимира и дочери Ольги.

В 1870 году вся семья Книппер переехала из Глазова в Москву, где будущая актриса прожила всю свою жизнь. Кстати, желание стать актрисой преследовало ее еще в детстве. Дети в семье Книппер обожали устраивать концерты для членов семьи, родственников и друзей семьи. Они самостоятельно создавали костюмы, рисовали декорации к домашним спектаклям. Когда дочь Ольга выросла и заявила о своем намерении связать личную судьбу со сценой, отец был настроен категорически против. Он хотел видеть в будущем дочь художницей и даже показывал ее рисунки художнику Владимиру Маковскому, который был другом семьи Книппер. Не исключал отец Ольги и то, что она может стать замечательной переводчицей, ведь она начала заниматься языками в очень юном возрасте, а со временем она уже в совершенстве владела английским, французским и немецким языками.

И, возможно, случилось бы именно так, как хотел глава семейства, если бы не его внезапная смерть. В одночасье ситуация кардинально изменилась, материальные возможности семьи резко ухудшились и возникла острая потребность в дополнительном заработке. В основном члены семьи Книппер зарабатывали на жизнь уроками. Так, Анна Ивановна давала уроки пения, а позднее она стала профессором пения при школе Филармонического училища. Владимир, будучи студентом, занимался репетиторством, а Ольга, все еще мечтавшая о сцене, давала уроки музыки. Старший сын, Константин, в то время служил инженером на Кавказе.

После смерти отца, семье Книппер посчастливилось побывать в имении Гончаровых. В их доме в то время был создан импровизированный театр, в котором ставились произведения известных классиков, водевили, а также устраивались концерты из вокальных номеров. Будучи страстной поклонницей театра, Ольга не раз принимала участие в постановках этого театра, причем в каждый очередной раз она убеждалась в правильности выбора ею актерского пути. По возвращению в Москву она, ничего не сказав матери, начала готовиться к поступлению в драматическую школу при Малом театре. Она без какой-либо помощи поступила туда, но отучилась лишь месяц, а затем была отчислена за не сданный проверочный экзамен. На самом деле это было не так, просто место Ольги Книппер было отдано другой ученице, которая имела сильного покровителя. Молодая девушка очень остро переживала эту ситуацию, но ее мать, видя страдание дочери, устроила ее поступление в драматическую школу при филармонии. Прием студентов к тому времени там был прекращен, но через знакомых мать Ольги Книппер все же смогла устроить ее поступление в драматическую школу при филармонии.

Первый ее учителем стал сам Владимир Немирович-Данченко, который сразу же заметил талант молодой актрисы, поэтому он уделял занятиям с ней достаточно много времени. Вообще, курс, на котором обучалась актерскому мастерству, был сильным и необычным. Вместе с Ольгой Книппер учились Мария Германова, Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Маргарита Савицкая и другие актеры, получившие в будущем широкую известность не только в России, но и во всем мире.

Творческая деятельность и личная жизнь актрисы Ольги Книппер-Чеховой

Первый актерский дебют Ольги Книппер совпал со днем открытия Художественного театра в Москве в 1898 году. Это был спектакль по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», где молодая актриса сыграла главную роль царицы Ирины.

Важным событием в жизни актрисы стало начало репетиции пьесы А. П. Чехова «Чайка», в этом спектакле она играла роль Аркадиной. На одной из очередных репетиций, Ольга Книппер познакомилась со своим будущим мужем — Антоном Павловичем Чеховым. Известный писатель сразу же обратил внимание на особый талант этой актрисы, на ее неповторимый голос, на чистоту ее души и благородство. Сама же Ольга Леонардовна вспоминала свое первое знакомство с Антоном Чеховым так: «С той самой встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни». Так вскоре началась их совместная жизнь, которой, к несчастью, не суждено было длиться долгие годы.

О шести годах их совместной жизни Ольга вспоминала: «Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни...» За этот короткий период, по причине болезни Антона Чехова, они отнюдь не всегда были рядом друг с другом. Болезненное состояние Чехова требовало того, чтобы он постоянно жил в теплом южном климате, поэтому он уехал в Ялту, где у него был свой небольшой, но очень уютный домик. Его жена Ольга продолжала работать в театре, создавая личную актерскую карьеру. В этом деле она отдавалась всем сердцем и душой. Общение же с мужем в основном происходило на уровне писем, поэтому их личную семейную жизнь можно назвать, своего рода, эпистолярным романом.

Тем не менее, актрису все чаще начинали мучить угрызения совести от того, что она не могла бросить театр и отправиться к больному мужу. Так, в январе 1903 года она писала Чехову: «Мне надоело жить без тебя. Проклятая жизнь. Мне хочется негодовать и шуметь...». Но, следует сказать, что Антон Павлович относился к сложившейся ситуации с должным пониманием.

Ольга Книппер и Антон Чехов очень хотели иметь детей, но первая ее беременность завершилась выкидышем. Через год у Книппер наступила вторая беременность, во время которой она была предельно осторожна, но случилась нелепая трагедия. Во время одного из спектаклей, рабочие не вовремя открыли люк и актриса упала вниз с высоты нескольких метров. После этого она перенесла сложную операцию и больше уже никогда не могла иметь детей.

Родственники, друзья и коллеги Антона Павловича всегда недолюбливали его супругу, уж очень контрастно выглядела ситуация болезненного состояния Чехова и одновременное жизнелюбие Книппер. Многих это и вовсе отталкивало. Однако, в театральном кругу ее любили, глубоко уважали, жалели и были уверены в том, что если бы на то была ее воля, она бы никогда не оставила своего мужа одного в Ялте, потому что она всегда боготворила его и считала самым лучшим человеком на Земле.

Примечательно, что переписка Антона Чехова с Ольгой Книппер спустя некоторое время была издана, причем не только на русском, но и на других языках. Эта очень душевная переписка двух близких людей легла в основу постановки некоторых театральных пьес и спектаклей о самом великом чувстве — любви. Антон Павлович был на редкость удивительным человеком, долгую разлуку со своей супругой он воспринимал не иначе как некую данность судьбы. Он самым деликатным образом утверждал, что не возможно, да и не правильно навязывать другому человеку свой образ жизни. Тем не менее, общество думало совершенно иначе и во всем обвиняло исключительно только супругу Чехова за ее нежелание создать спокойную и счастливую жизнь своему мужу.

Но те жертвы, на которые сознательно шла Ольга Книппер и по поводу которых она глубоко переживала, отнюдь не были напрасны. Так, в начале ХХ века ее признали некоронованной королевой Художественного театра. Это было настолько почетное звание, что другая не менее талантливая актриса Мария Андреева добровольно решила покинуть театр, поскольку актерская ревность ей не позволила там больше оставаться. К тому же, и соперничество на актерском поприще с Ольгой Книппер было если и не бесполезным, то весьма непростым. Почти все главные женские роли в постановках Художественного театра игрались этой великой и талантливой актрисой. Именно Ольга Книппер впервые в истории русского театра воплотила на сцене образы женщин из произведений своего мужа Антона Павловича Чехова. Так, она восхитительно исполнила роль Елены Андреевны в спектакле «Дядя Ваня», а также Машу из «Трех сестер».

Как актриса, Ольга Леонардовна обладала непревзойденным умением создавать сложные психологические образы. На сцене она искренне проживала жизнь вместе со своим героем. Необычайным образом актрисе удавалось сочетать тонкую иронию и элегантность с благородством создаваемых ею сценических образов. Огромный успех ей также принесли роли Насти в пьесе М. Горького «На дне» и Елены в постановке «Мещане». Участвовала Ольга Книппер и в постановках по мотивам произведений зарубежных классиков. Она была человеком настолько влюбленным в свое дело, что даже после смерти мужа она все также интенсивно продолжала играть в спектаклях. Ольга Книппер исполняла роли графини-внучки в грибоедовском «Горе от ума», Анну Андреевну в постановке «Ревизор», Анну Маар в спектакле «Одинокие» и еще много других ролей. Зритель настолько полюбил эту талантливейшую актрису, что в течение нескольких десятилетий Московский художественный театр ассоциировался у каждого с именем Ольги Книппер. В историю русского театрального искусства эта актриса вошла как первооткрывательница образов чеховских женщин. Это ее сценический путь великий режиссер Станиславский назвал «великим подвигом и примером молодому поколению актеров».

Но с началом революционных волнений ситуация в Московском художественном театре существенно изменилась. Театр был разделен как бы на два лагеря, а Ольга Книппер оказалась на стороне своего первого учителя Немировича-Данченко, который в то время находился в конфликте со Станиславским. Вскоре в театр пришли две новые актрисы и в спектаклях под руководством режиссера Станиславского, все главные роли перешли к ним. Это обстоятельство не могло не ранить талантливую актрису, к тому же, с возрастом красота ее постепенно уходила и, осознавая это, она переживала сильную психологическую травму. Но театр покидать Ольга Книппер не хотела, было время, когда она даже играла героинь в возрасте, а также сатирические роли. Актриса настолько сильно переживала по поводу того, что былая слава от нее постепенно уходит, что когда Немирович-Данченко пригласил посмотреть премьеру постановки чеховской пьесы «Три сестры», Ольга Книппер искренне расплакалась. Она смотрела на молодую актрису Аллу Тарасову, играющую роль Маши и тихо повторяла: «Все прошло, все кончилось».

Постепенно она стала все реже появляться в стенах театра, хотя ее имя еще долгое время числилось в списке актерской труппы. С возрастом великую актрису стало подводить и здоровье, она с большими трудностями передвигалась и дышала, быстро ухудшалось зрение. Загородные поездки, которые так любила прежде Ольга Книппер, теперь уже не приносили ей былой радости. Пока позволяло зрение, она старалась ка можно больше читать, а позднее, когда зрение совсем упало, ей нравилось слушать, как кто-то из знакомых читает книги вслух. Радость Ольге Книппер доставляли гости, приходящие в дом, с которыми она подолгу беседовала. Вечерами она слушала музыку по радио, диктовала ответы на письма, которые присылали поклонники ее творчества еще долгие годы, а после этого она любила раскладывать пасьянсы.

Современники актрисы вспоминают, что в ее доме было всегда очень много цветов, которые стояли повсюду, где было свободное место. Были у нее и картины, но их было немного, при этом с каждой из картин было связано какое-то яркое воспоминание актрисы. Гораздо больше было памятных фотографий в рамках и, конечно же, эскиз домика в Гурзуфе, который ей когда-то подарил Антон Павлович. В целом же, вещей в доме Ольги Книппер было не так уж и много, большая часть из имевшихся вещей принадлежала ее близкой подруге Софии Баклановой, которая более двадцати лет прожила вместе с актрисой. Это благодаря ее стараниям в доме удалось поддерживать атмосферу старомодного уюта.

Когда Чехов умер, Ольга Книппер каждое лето отправлялась в Гурзуф. Часто туда съезжались и другие артисты Московского художественного театра. Будущая судьба этого домика весьма беспокоила Книппер, она хотела подарить его после своей смерти любимому театру, где она проработала долгие годы. Но ее желание так и не осуществилось. Много лет после смерти актрисы чеховская дача в Гурзуфе находилась в ведомстве Художественного фонда и лишь в 1987 году она была официально утверждена как филиал Дома-музея Антона Чехова в Ялте. В настоящее время в этом музее можно увидеть уникальные экспонаты, в частности, памятную скатерть с автографами известных людей того времени. Эту скатерть актриса Ольга Книппер завела для того, чтобы на ней расписывались те, кто бывал у них в гостях, в последствие эти автографы были вышиты разноцветными нитками.

Скончалась великая русская актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова 22 марта 1959 года в Москве. Она была похоронена на Новодевичьем кладбище, где и по сей день находится ее могила, куда ежегодно поклонники ее творчества приносят живые цветы.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение